"Расщепленная женственность: между ЛИЛИТ и ЕВОЙ"
Частыми женскими запросами на терапию является пребывание в изматывающей роли "вечной любовницы" либо "обманутой жены". Принципиально, казалось бы разные роли, но, одинаково убийственно влияющие на психику и качество жизни женщины. В попытке исследования истоков данных проблем, предлагаю перейти от частного к общему, и порассуждать о разных типах женщин, и то, каким образом эти "типы" формируются".
quot Расщепленная женственность между ЛИЛИТ и ЕВОЙ quot
Наблюдая за тем, что происходит в информационном пространстве (и-нет, соц.сети, ТВ, обилие книг на тему и пр.), и рассматривая этот информационный поток, как некий срез коллективного разума современности, можно сделать весьма неутешительный вывод: мы все являемся заложниками дремучих стереотипов! Сама функция стереотипа, безусловно, полезная: это обобщения, помогающие нам в нашей повседневной жизни. Стереотипы выполняют важную роль - они разгружают мозг, классифицируя, схематизируя, обобщая и упрощая информацию, соотнося её с каким либо знакомым шаблоном. Действительно, ни один человек не может обойтись в своей жизни без определенных автоматизмов в мышлении, так как обдумывать заново каждую ситуацию ни у кого из нас не хватит ни сил, ни времени. Ведь каждый раз, столкнувшись с каким-либо явлением, мозгу приходилось бы заново создавать представление о нем (хорошо-плохо, полезно-вредно и т.д.) - а это ведь гигантская работа, особенно если учесть, что нас постоянно окружают сотни и тысячи разных явлений и ситуаций. Но есть в них и негативная черта - они ограничивают наше мышление и не дают выйти за рамки привычного мировосприятия. Например, согласно стереотипам, действующим на сегодняшний день, НАСТОЯЩАЯ женщина должна быть: эмоциональной, слабой, зависимой - и, значит женственной.
На основе шаблонов и стереотипов, общество создает упрощенную типологию женщин: "женщина мать", "роковая женщина", "гром баба", "хищница" и т.д. и т.п. При этом, невооруженным взглядом видна функциональная задача каждой: "хранительница очага", "украшение гостиной", "многообещающий секс".Но, если опять пойти по пути обобщения и упрощения, то в этом многообразии можно узреть два основных, бегущие красной строкой, женских качества: материнство и сексуальность. Женщина для "семьи" и женщина для "наслаждения" - это две разные женщины! Почему, в массовом сознании (факт!) - это две, не очень совместимые между собой характеристики? В понимании данного феномена можно обратиться к логике архитипического мышления, и рассмотреть два очень знакомых для нас, полярных архетипа: Лилит и Евы.
"Расщепленная женственность: между ЛИЛИТ и ЕВОЙ"
Считается, что источник мифа о Лилит находится в Библии: в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две разные истории сотворения человека. Сначала Господь создает из праха мужчину и женщину. Затем во второй главе рассказывается совершенно другая история о создании Адама из праха, о пребывании в раю, о создании женщины из ребра его.
"После создания Пресвятым первого человеческого существа, Адама, Он сказал: "Нехорошо, чтобы Адам был один" (Быт 2:18). Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: "Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: "Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной (готовой) быть подо мной, и мне сверху тебя". Она отвечала: "Мы оба равны, потому, что мы оба из праха (земли)". Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела прочь. Адам же вознес свои молитвы Творцу, говоря: "Владыка вселенной! Женщина, которую Ты дал мне, улетела от меня. Немедленно Всевышний, Благословенно Имя Его, послал трех ангелов за ней. Всевышний сказал Адаму: "Если она вернется, то все хорошо. Если она откажется, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно." ("Вернуться за Лилит" Дорфман Михаэль).
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. У большинства народов есть мифы о женском бунте. Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Сложно вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия. В творчестве бесчисленного количества классиков - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева:
"У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец, В огороде картофель и в доме уют"..
Как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать.
Цитата, выхваченная из статьи в ЖЖ очень хорошо описывает процесс расщепления женственности в общественном сознании: "Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую "верную супругу и добродетельную мать", но еще и нечто неуловимое. то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют "воплощённой женственностью".
И не беда, что бессмертные дочери Лилит - вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые - не спосо